Художники Подмосковья представили выставочный проект «Россия православная»
Коломна, 20 мая, Благовест-инфо. Открытие выставки «Россия православная» состоялось 13 мая в Центральном выставочном зале г. Коломны. Этот выставочный проект Союз художников Подмосковья реализует уже третий год подряд. По традиции мероприятие проводится в пасхальный период.
Идея стартовала в Клину в 2009 году. Эстафету принял г. Долгопрудный в 2010-ом, и вот теперь – Коломна. Более ста художников представили свои произведения на суд зрителя. География участников – Щёлково, Фрязино, Балашиха, Химки, Сергиев Посад, Мытищи, Лыткарино, Люберцы, Пушкино, Клин, Солнечногорск, Долгопрудный, Дубна, Электросталь, Ногинск, Троицк.
О духовности можно говорить по-разному. Впрямую, иносказательно, посредством символов или обращаясь к сюжетам истории христианства. Каждый художник, размышляя на тему духовности, ищет свою стезю в этом конгломерате ценностей.
Внутреннее ощущение России неразрывно связано с природой. Отсюда – осмысление этой темы через пейзаж. Лирика пейзажа, столь свойственная русской реалистической школе, в полной мере способна отражать глубину восприятия религиозно-духовного начала.
С. Сомов «Лицом к свету» – глубина идеи сочетается с точностью и лаконизмом воплощения. Бьющий из-за деревьев свет – словно обрушившееся Откровение. Три луча, «прожигающие» траву – пути, которые мы выбираем. Можно ли это назвать пейзажем в чистом виде в рамках заявленной темы выставки? Это, скорее, личностное переосмысление Божественного через определённый жанр.
Р. Курамшин «Повозка с сеном» – «тихой прелестью» летней палитры художник пишет состояние мирного сосуществования с самим собой.
А. Глебов «Село Амерево» – здесь другое. «Застигнутая врасплох душа», смотрящая на жизнь. И небо, и земля, а храм – на перепутье. Скупые цвета – знак земного смирения. Взмывающие в облака чёрными отметинами птицы – зов в вечность.
Любовь – то, ради чего мы рождаемся – в самом широком её понимании – неизменный мотив в христианстве. В русле этого – и любовь к исконной вековой традиции. Проявляясь в творчестве, она рождает собственную стилистику, интуитивным образом вбирая в себя элементы русской живописной истории. Такова парадоксально сказочно-реалистическая графика В. Стригина («Кашин – город русского сердца»; «Рельсовая улица»).
Кто-то решает для себя вопросы тайного общения с вечным через канонические образы. Почему тяга к ним до сих пор столь велика? Художественный мир иконы – это лежащее в её основе слово – Евангелие, Библия. И эта «память человечества», имеющая строгую иконографию, даёт художнику уникальную возможность соприкоснуться с Первообразом, с началом начал. (Работы Н. Чибисова и Л. Чибисовой, Е. Шеко, З. Свириденко, М. Кирюхиной, Р. Медниковой и др.)
Но есть в рамках этого выставочного пространства и диаметрально противоположный взгляд на христианскую проблематику – из 21 века.
Взгляд, исполненный символизма, глубоких метафор и философских обобщений. В этом ряду – графика Ю. Злоти. В его работах («Путь»; «Ковчег»; «Сон девочки») этот смык тысячелетий, отмеченный «Пришествием», дан лаконично, мощно и на пределе.
«Напоминание» Е. Лебедянской – философия взгляда «оттуда». Символ вечно следящего Ока. Возможно, именно его мы называем совестью. Всеобъемлющее смысловое сжатие символа заставляет не только чувствовать, но и размышлять. Таковы работы В. Степашкина «День ангела» и И. Крутоярова «Подаяние надежды». Символизм в скульптуре – это «Ангел» Д. Смирнова (бронза). Образ словно несостоявшегося восхождения души и покорности судьбе. Но в этом смирении – потенциал нового взлёта.
Ещё один художественный пласт – христианская история в живописи. Художник, обращаясь к определённому моменту жизни Спасителя, отмечает, таким образом, некую веху своего собственного пути. И зачастую это происходит неосознанно. Возможность через творческий выплеск решить для себя важную жизненную дилемму. В этой ситуации образ Христа – как некий маяк для человеческого сознания.
А. Беглов «Христос в Гефсиманском саду»; А. Глебов «Взятие под стражу» – в обеих картинах ситуации внешнего и внутреннего конфликтов решены диаметрально противоположно.
У Беглова ощущение напряжения рождает «мятущаяся», местами импрессионистская кисть, тогда как палитра малоконтрастна.
У Глебова всё решает цвет. Всполохи кроваво-красных гребней на шлемах в резком противоборстве с белыми одеждами Иисуса определяют эмоциональное состояние при всём академизме самой живописи.
Абсолютно иной подход к этой теме в работах В. Степашкина «Покидая дом Авраама» и «Стадо Христово». Идёт как бы домысливание художником христианского сюжета, но в русле традиции. Эстетика внутреннего глубокого символизма в соединении с живописными элементами «сурового» стиля 60-х создают индивидуальность почерка.
Ещё один подход к раскрытию темы православия – храм. Его изображение – пожалуй, один из самых частых сюжетов, и не только в рамках этой выставки.
Отчего современное искусство, независимо от стилистики, столь неравнодушно к теме Храма? Так называемый «культурный герой» – всегда человек своего времени. Сегодня он – нервный, рефлексирующий. Многие связи – культурные, исторические и духовные – для него зачастую разорваны или отсутствуют вовсе. Храм – это гармония. Гармония не просто формы, но содержания.
Глядя на это «архитектурное созвучие», переживая его творчески, и, в процессе работы, человечески, художник решает для себя основную личностную задачу – собственной внутренней выстроенности («А. Удова «Плес»; А. Беглов «Пятницкая и Введенская церкви»; А. Дудник «Церковь в Куркино»; А. Назаров «Старочеркасск»).
Или выстроенности внешнего мира. Тогда храм воспринимается художником прежде всего как организующее начало в пространстве (В. Шлычков «Архитектоника Малых Корел»; И. Глебова «Воскресенский Горецкий монастырь близ г. Кириллова»; В. Саввин «Северный ветер»; М. Иванов «Борисоглебск. Ярославская область»).
Взаимоотношения Божественного и человеческого допускают в живописи опосредованное размышление на тему. И мы можем сравнивать художественное восприятие. У В. Бускина в картине «Ростов Великий. На службу» – маленький человек на фоне величия храмов, проделывая свой путь, не ощущает в нём обречённости.
В. Комендов в работе «Пути Господни» чётким силуэтом пишет согбенную фигуру спиной к ускользающему в тумане храму. Этот образ – словно пророчество грядущего духовного одиночества.
В. Титов «Игорь Тальков» – за спиной певца храм Василия Блаженного. Но здесь нет мотива ухода, картина, скорее, выражает посмертное осознание пройденного пути.
На глубоком смысловом контрасте с образом Талькова воспринимается работа С. Воронова «Первое общение». Это вдруг состоявшееся духовное открытие для вновь пришедшей в мир детской души.
Духовная искренность. Она даётся или тому, кто выстрадал, или ребёнку, чья «самость» не стёрта социумом. Работа Ю. Барышевой «Возрождение» – об этом. Философия смыслов здесь многогранна. Возрождается каждый по-своему.
Взгляд на Россию сегодняшнюю – ряд работ на темы обыденной жизни, выполненные в жанрах портрета (И. Лапин «Портрет Татьяны»), натюрморта (К. Петров «Натюрморт с красным чайником»), городского пейзажа (А. Дубов «Дождливый день в Плёсе»). Они – словно вкрапления в жестко обозначенный каркас, дающие пусть сиюминутный, но не менее важный срез дня сегодняшнего, в котором мы все находимся.
Разнообразие средств, которыми можно раскрывать тему православия в декоративно-прикладном искусстве, создаёт возможность целого спектра художественных подходов.
Неброская пластика коллажа Н. Носко «Ангел мира» контрастирует с чёткой графикой работы Е. Смирновой «Звенигород. Савино-Сторожевский монастырь» (флористика).
Абсолютно по-разному, технически и художественно, проявляют себя авторы в технике батика. Иконографическая строгость работы Т. Лаптановой «Видение птиц преподобному Сергию» оттеняется цветовой мягкостью и изысканностью «Летнего утра» Я. Калиниченко.
Эхом отзывается в названии самой работы – «Русь православная» В. Степанов (резьба по дереву): лик его старца – символ вечной мудрости поколений. И здесь же – чёткость и конкретность образов Р. Фашаяна (чеканка).
Отдельный и серьёзный пласт выставки – фотография. Очень разные по стилистике, мироощущению и вообще пониманию искусства фотографии авторы. Но взгляд каждого из них – словно лепесток одного большого цветка. Безыскусная прелесть пейзажей К. Маркова; подтекст, определяющий многогранность запечатлённых моментов В. Харькова; «фотоживопись», рождающая всплески цветовых нюансов А. Агаркова. И такой ускользающий, вибрирующий ретро-мотив работ из архива А. Путина. Его «историческое творчество» удивительно: старинная фотография средствами компьютерной обработки обретает второе рождение для современного зрителя.
Теми или иными путями художник приходит к осознанию своего места в жизни, в искусстве, своего предназначения, наконец. И творчество здесь играет не последнюю роль. Работа художника – лакмусовая бумажка его человеческой сути. Чистота помысла, всегда и во всём – залог обретения Пути.
Ирина Седова, искусствовед, член Союза художников Подмосковья
Выставка проводится Союзом художников Подмосковья при поддержке Министерства культуры МО и Творческого Союза художников России.
Союз художников Подмосковья выражает свою благодарность руководству Центрального выставочного зала г. Коломны.
По материалам портала Благовест-инфо http://blagovest-info.ru/
__________________________________________________________________________
«РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ» В КОЛОМНЕ
Приветствие Председателя Союза художников Подмосковья Александра Беглова.
Дата публикации: 18 мая 2011
13 мая в Центральном выставочном зале г. Коломны состоялось открытие выставки «Россия православная»
Выставка организована ОО «Союз художников Подмосковья» при поддержке Министерства культуры МО, Комитета по культуре Администрации городского округа Коломна и Творческого Союза художников России. Активное участие в подготовке проекта принимали председатель СХП Александр Беглов, члены правления СХП Елена Лебедянская, Виктор Степашкин, Ирина Седова.
Более ста подмосковных художников представили свои произведения на суд зрителя.
Тематическая палитра выставки многообразна. Одно из направлений - осмысление темы православия через пейзаж. Лирика пейзажа, столь свойственная русской реалистической школе, в полной мере способна отражать глубину восприятия религиозно – духовного начала. Кто-то решает для себя вопросы тайного общения с вечным через канонические образы. Есть в рамках этого выставочного пространства и диаметрально противоположный взгляд на христианскую проблематику – из 21 века. Взгляд, исполненный символизма, глубоких метафор и философских обобщений.
Выступление художника Станислава Воронова.
Важный художественный пласт, достойно представленный на выставке – христианская история в живописи. Художник, обращаясь к определённому моменту жизни Спасителя, отмечает, таким образом, некую веху своего собственного пути. Ещё один подход к раскрытию темы православия – Храм. Храм – это гармония. Гармония не просто формы, но содержания. Глядя на это «архитектурное созвучие», переживая его творчески, и, в процессе работы, человечески, художник решает для себя основную личностную задачу – собственной внутренней выстроенности. Таким образом, теми или иными путями, он приходит к осознанию своего места в жизни, в искусстве, своего предназначения, наконец. И творчество здесь играет не последнюю роль. Работа художника – лакмусовая бумажка его человеческой сути. Чистота помысла, всегда и во всём – залог обретения Пути.
Выставка работает до 30 июня. Коломна, Центральный выставочный зал, ул. Советская, дом 8.
По материалам портала Творческого союза художников http://www.tcxp.ru
Name: | E-mail: /Will not be shown publicly/ |
Код: | /Spam protection/ |
Leave a comment |